decor
1910

Первая беспредметная композиция в изобрази­тельном искусстве

Беспредметное искусство первого абстракциониста

Разноцветные треугольники и круги, бегущие линии и замирающие на месте точки – такие картины у Василия Кандинского. Красиво, но непонятно, хаос какой-то. Я так тоже могу! Да не тут-то было.

 

Кандинский – русский художник-философ. И если разобраться в его посылах, то полотна наполнятся жизнью и смыслом. Кажущаяся беспорядочность абстракций Кандинского на самом деле весьма логична и продуманна (например, абсолютно зеленый цвет у него равен средним тонам скрипки, а светло-красный – фанфарам с призвуком трубы). И воспроизвести это, не будучи самим Кандинским, невозможно.

Кандинский-022.jpg 563.84 KB


С самого начала своей карьеры художник всегда экспериментировал с цветовой гаммой своих полотен и формой объектов, изображенных на них. Поиски собственного стиля привели его к зарождению нового направления в искусстве – абстракционизма.

В 1910 году живописец создает полотно, которое меняет весь художественный мир. Буйство красок и линий, как будто разбросанное в хаотичном порядке на холсте, Кандинский называет «Первой абстрактной акварелью». Этим полотном он провозгласил новый главный принцип своего творчества – беспредметность, а также попытался нащупать постулаты своей художественно-эстетической  концепции.

Кандинский-042.jpg 835.29 KB


Для расшифровки сложной задумки мастер дает ключ к пониманию своих произведений в книге «О духовном в искусстве». Кстати, книга имела ошеломительный успех, ее даже называли «евангелием искусства ХХ века».

Согласно его философии, художник должен искать сокровенный внутренний смысл и визуально воплощать при помощи первоэлементов изобразительного языка – формы, линии, цвета. На холсте у них есть конкретный посыл.

Работа «Первая абстрактная акварель» имеет много смыслов. Например, белый фон можно трактовать как молчание. На этом фоне присутствуют пятна и мазки красного, синего, желтого, зеленого и черного цветов. Красный цвет Кандинский отождествлял с беспокойством и движением, синий символизировал тайну. Желтый цвет, положенный крупными мазками, является символом земли, а зеленый – равнодушия. Практически все эти цвета в некоторых участках перекрыты черным, символизирующим «потухшее Солнце». Тушью этого цвета выполнены все линии.

Однако, как мы можем заметить, шедевры Кандинского представляют собой не только цветовые пятна, но и различные линии, фигуры и даже точки. Их употребление Кандинский объяснил во второй своей книге «Точка и линия на плоскости». Эта книга стала обобщением всего опыта художника, переосмыслением сути творчества. Он пришел к мысли о единстве всех видов искусств.

«Все начинается с точки, – писал он. – Точка в нашем представлении является теснейшей и единственной в своем роде связью молчания и речи». Точке художник противопоставлял линию.

Геометрическая линия – это невидимый объект. Она – след перемещающейся точки, то есть ее произведение. Она возникла из движения – а именно вследствие уничтожения высшего, замкнутого в себе покоя точки. Таким образом, линия – величайшая противоположность живописного первоэлемента, точки.

Кандинский считал, что при помощи точки, линии и цвета можно не просто вызвать какие-то ассоциации у зрителей, а затронуть сразу все его органы чувств, как это делает музыка. На протяжении всего творческого пути мастер старался воплотить музыку в картинах.

Идеи Кандинского развивались, переосмысливались и выделились в новый метод – бессознательность творчества.

90-е годы привели к кризису в искусстве, однако абстракционизм процветал, а в 2000-е и вовсе стал развиваться в уличном творчестве – граффити. 

Спустя век беспредметное искусство все еще востребовано. Идеи основателя абстракционизма используются не только в живописи, но и в дизайне. Помимо этого существуют объединения современных художников, работающих в этом направлении, и галереи, специализирующиеся на таком творчестве.

Абстракционизм мог не родиться, если бы непредсказуемый путь творца не прошел русский художник-мыслитель Василий Кандинский.

Подробнее